ARTICLE AD BOX
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 октября. /ТАСС/. Постоянная экспозиция Музея петербургского авангарда пополнилась залом, предметы и художественное оформление которого раскрывают широкой публике принципы авангардистских школ Казимира Малевича, Павла Филонова и Михаила Матюшина. Посетителям представили также художественные полотна знаковых художников первой половины XX столетия, отметила в беседе с корреспондентом ТАСС директор музея Ирина Радинович.
"В обновленных залах экспозиции мы рассказываем о трех школах русского авангарда: о школе Малевича, Филонова и Матюшина. Тема довольно широкая, поэтому чтобы ее представить наиболее полно, мы использовали особое художественное оформление, которое составили реконструкция штор и обоев, выполненных по эскизам художницы, ученицы Малевича Анны Каган, и мультимедийный контент", - сказала Радинович.
Визуальный экспозиционный ряд составили живописные полотна и графика, книги, посуда, мебель, фотографии из фондов Музея истории Петербурга, а также материалы, предоставленные Рукописным отделом Института русской литературы РАН, Российским архивом литературы и искусства, Музеем Владимира Маяковского, Культурным и издательским проектом "Энциклопедия русского авангарда".
Новый зал постоянной экспозиции тематически разделен на три части. Первая рассказывает об основах теории "расширенного смотрения" - исследовании взаимодействия формы, цвета, пространства и звука как целостной картины. Этот раздел относится к работам художника и музыканта Михаила Матюшина.
О Казимире Малевиче выставочное пространство рассказывает в контексте художественной системы супрематизм, которую художник изобрел в начале 1910-х годов после совместной работы с Алексеем Крученых и Михаилом Матюшином над оперой "Победа над Солнцем". Манифест супрематизма, главной идеей которого стал отказ от изображения оболочек предметов в пользу простейших форм, получил широкое распространение в 1915 году на выставке "0,10" в Петрограде, где знаковая работа художника "Черный квадрат" была представлена в качестве доминанты.
Третий раздел экспозиционного пространства рассказывает публике о теории "аналитического искусства" Павла Филонова. Художник-исследователь, как и предшественники, разработал альтернативный реалистической передаче объектов метод - не просто показывать внешние формы, а показывать внутреннюю структуру, нутро и даже "дух" объектов.
О музее
Музей петербургского авангарда расположен в доме, построенном в 1840-1850-е годы на территории сада, который перешел во владение Общества пособия нуждающимся литераторам и ученым ("Литературного фонда") во второй половине ХIХ века. В начале XX века в нем жили один из зачинателей русского авангарда Михаил Матюшин и поэтесса Елена Гуро. Их дом стал одним из культурных центров Петербурга - Петрограда. У Матюшина часто бывали Каземир Малевич, Павел Филонов, Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Василий Каменский, братья Бурлюки, а также Владимир Маяковский.