Советский Бельмондо. Николай Караченцов — настоящий герой боевика

5 дней тому назад 3
ARTICLE AD BOX

Драки, акробатические трюки, погони – он всегда работал без дублеров. На этой неделе исполнилось бы 80 лет Николаю Караченцову. Он запомнился героем боевиков, хотя главным увлечением своей жизни всегда считал пение, рассказывает обозреватель «МИР 24» Максим Красоткин.

Советский Бельмондо. Николай Караченцов – настоящий герой боевика© Mir24.TV

Почти четверть века вел Николай Караченцов «Юнону и Авось» сквозь океан зрительской любви. По опросам ВЦИОМ, он стал самым известным спектаклем в России, и, конечно, главным – в жизни артиста. Подлинная история любви русского графа Николая Резанова и Кончиты, дочери коменданта Сан-Франциско.

«Когда смотришь «Юнону и Авось», то думаешь: «Ну сколько можно?» Где-то посредине спектакля вы думаете, что человеческие возможности должны кончаться в этот момент, но спектакль продолжается еще час», – отметил кинорежиссер, сценарист Геннадий Полока.Он не был актером одной роли. Но при этом имел за плечами лишь один театр и одну женщину. С супругой он познакомился в «Ленкоме». Кстати, это название придумал Карачанцов, сократив до шести букв длинное «Московский государственный театр имени Ленинского Комсомола».

«Я уж спектакль даже не помню, потому что я смотрела только на него весь спектакль. Я вышла пунцовая, красная и сказала: «Если он не станет моим мужем, я повешусь на этой люстре», – поделилась заслуженная артистка России, вдова Николая Караченцова Людмила Поргина.

На сцене он играл уже знаменитым. Известным Николай Караченцов стал после роли деревенского Дон-Жуана в фильме «Одиножды один». На эту роль пробовался Андрей Миронов, но режиссер убедил худсовет: герой должен быть не утонченным, а таким бунтарем, который не играет, а живет в кадре.

«Он герой – простак. Не герой-любовник, а герой-простак, скорее. Но в этом «простачестве» его, что Виталий Яковлевич Вульф называл, был неотразимый мужской магнетизм», – отметил ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

Опасные сцены он играл сам, без дублеров. В «Человеке с бульвара Капуцинов» вписался и в роль, и в драку.

«Это сцендвижение называется у нас. Но он старался, причем, надо учесть, что он приехал чуть хромой. То ли перелом, то ли трещина на ноге была, и он хромал», – рассказал каскадер, постановщик трюков Александр Иншаков.

Ковбоя Билли он вызвался играть сам. Сначала Караченцову предлагали другую роль, но так как в ней было мало движения, убедил режиссера утвердить именно его.

«Всегда поломан, то рука, то нога. Приходит со съемки: «Что случилось?». «Я ударить должен был ногой, неудачно поехала другая». Все – разрыв связки, так что у нас там ранение на ранении. Но зато кайф какой, когда по морде сам», – рассказала Людмила Поргина.

В кадре с Николаем Караченцовым махали кулаками четыре группы каскадеров, и пусть мебель, которую разбивали о голову, была из легкой породы дерева, а посуда отлита из специальной смолы, сцены с драками все равно были не до конца безопасны. «Когда падение с крыши на землю, мы делали это в чистую. Готовили специальные маты, зарывали их в землю, чтобы было полное ощущение, что люди падают на землю», – отметил Александр Иншаков.

Он сыграл более сотни ролей. Но какая-то одна роль к нему не привязывалась. Он мог сыграть и деревенского паренька, например, в «Белых росах», и нелепого маркиза Рикардо в фильме «Собака на сене», а также лирических и героических персонажей. Например, Володю Бусыгина в фильме «Старший сын» или старшего лейтенанта Орлова в «Батальонах просят огня», который стал символом мужества и самопожертвования. Герои Караченцова, даже не слишком положительные, всегда отличались обаянием и влюбляли в себя зрителя. Неизменно популярный, он менялся вместе со временем. Девяностые годы – в моде боевики. И вот он уже герой с огнем в сердце и пистолетом в руке. Его называли «русским Бельмондо». Голосом Караченцова и говорил французский актер в русском дубляже фильмов.

Февральской ночью 2005-го он мчался домой. Машину Николая Караченцова занесло, и она врезалась в столб. Казалось, удар был смертельным, но актер выжил. Почти месяц в коме, череда операций и годы реабилитации. Даже после аварии ему предлагали сниматься, но он отказывался. Согласился лишь на продолжение фильма «Белые росы», где сыграл постаревшего героя своей молодости, вернувшегося к жене. Этот эпизод был меньше минуты. К тому моменту актер уже не говорил, его озвучивал дублер. Но когда он услышал звук режиссерской хлопушки, то расплакался. Николая Караченцова давно нет, но для зрителей он все тот же граф Резанов, который ведет далеко в океане «Юнону и Авось».

Читать всю статью